Вітаю Вас Гість | RSS П`ятниця
26.04.2024, 03:19
Економічні
інтернет-
конференції

Форма входу
Головна Конференції Реєстрація Вхід
Меню сайта
Категории раздела
2014 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [46]
2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [102]
2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [106]
2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [79]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » 2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.)

Рубанов М.Н. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ КОНТРОЛЛИНГА.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ КОНТРОЛЛИНГА

 

Рубанов М.Н.

Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля

 

На сегодняшний день интерес к контроллингу среди теоретиков и практиков управления достаточно высок, что обусловлено, прежде всего, широкими возможностями контроллинга во всесторонней поддержке руководства предприятия в принятии управленческих решений. Однако, несмотря на наличие многочисленных работ, посвящённых контроллингу, среди исследователей до сих пор нет единого мнения относительно роли контроллинга в управлении предприятием, что, в свою очередь, требует систематизации существующих на сегодняшний день концепций контроллинга, иначе говоря, основных точек зрения относительно назначения контроллинга в управлении предприятием.

Поскольку в период становления назначение контроллинга состояло в решении задач частного учетного характера, а на  современном этапе развития содержание контроллинга было расширено решением задач комплексного управленческого характера, можно выделить следующие исторически сложившиеся концепции контроллинга:

концепция с ориентацией на учётную систему, в соответствие с которой основная задача контроллинга состоит в построении учётной системы, ориентирующейся на будущее, в отличие от системы учёта, традиционно ориентирующейся на прошлое;

концепция с ориентацией на информационную систему, в соответствие с которой назначение контроллинга состоит в информационном обеспечении управленческих решений, заключающемся в сборе, обработке и предоставлении руководству информации, на основании которой могут быть приняты соответствующие управленческие решения;

концепция с ориентацией на управленческую систему, в соответствие с которой основная задача контроллинга состоит в обеспечении всесторонней поддержки управленческой системы.

Среди концепций с ориентацией на управленческую систему, следует выделить функциональные и целевые концепции.

К функциональным концепциям контроллинга следует отнести, прежде всего, концепции с ориентацией на функции управления, в частности, такие функции управления, как планирование и контроль, а также концепции с ориентацией на функции координации.

При рассмотрении концепции контроллинга с ориентацией на планирование и контроль, следует отметить, что в отечественной литературе данная концепция получила наибольшее распространение, в то время как в зарубежной литературе, являющейся первоисточником для отечественных исследователей, функция планирования в состав функций контроллинга не включается.

В связи с этим отечественными исследователями перед контроллингом ставится координационная задача, ориентированная, прежде всего, на функции планирования и контроля. Однако, следует отметить, что координационная задача может быть поставлена не только в отношении планирования и контроля. Это позволяет сделать вывод о том, что координационные концепции контроллинга не следует ограничивать лишь концепцией контроллинга с ориентацией на планирование и контроль. Координационная задача может также решаться и в отношении других управленческих функций. Кроме этого, необходимо отметить, что координация, кроме управленческих функций, может также осуществляться и в отношении отдельных операционных функций, таких, как кадры, снабжение, производство, финансы, сбыт. Координация операционных функций в зарубежной литературе рассматривается как первичная координация, в то время как координация управленческих функций рассматривается как вторичная координация, в связи с чем среди координационных концепций контроллинга можно выделить концепции с ориентацией на первичную координацию и концепции контроллинга с ориентацией на вторичную координацию.

Целевая ориентация позволяет наряду с координационными выделить навигационные концепции контроллинга. К навигационным концепциям, следует отнести, прежде всего, концепцию контроллинга с ориентацией на цели прибыльности. В связи с тем, что перед контроллингом может быть поставлена навигационная задача не только в отношении целей прибыльности, навигационные концепции контроллинга не следует ограничивать лишь концепцией контроллинга с ориентацией на цели прибыльности. В частности, навигационная задача может быть поставлена не только в отношении финансовых, но и в отношении любых других функциональных целей, что позволяет говорить не только о финансовой концепции контроллинга, но и об инновационной, инвестиционной, снабженческой, производственной, сбытовой и прочих концепциях контроллинга, соответствующих функциональным целям. В связи с тем, что перед предприятием ставятся цели как оперативные, ориентированные на краткосрочный результат, так и стратегические, ориентированные на долгосрочную перспективу, в составе навигационных концепций следует также выделить концепции оперативной и стратегической навигации.

Таким образом, рассматривая состав концепций контроллинга, следует выделить, прежде всего,  концепции контроллинга с ориентацией на учётную,  информационную и управленческую систему. Среди концепций с ориентацией на управленческую систему следует выделить функциональные и целевые концепции контроллинга, дальнейшая систематизация которых может осуществляться в соответствие с функциями и целями управления.

На наш взгляд, в современных условиях наиболее целесообразно применение концепции контроллинга с ориентацией именно на управленческую систему, поскольку данная концепция, основываясь на системной интеграции управленческих и операционных функций, позволяет наилучшим образом обеспечить всестороннюю поддержку руководства в принятии управленческих решений.

 

Литература

 

1.  Григораш І.О. Контролінг як сучасна система управління підприємством / І.О. Григораш // Актуальні проблеми економіки. − №11(113). − 2010. − С. 96 − 107.

2.  Одинцова Т.М. Современные концепции и перспективы развития контроллинга в Украине / Т.М.Одинцова // Вісник Севастопольського національного технічного університету. − №11(116). − 2011. − С. 126 − 132.

3.  Прокопенко О. В. Економічна суть контролінгу, його місце в системі управління підприємством // О.В. Прокопенко, Л.Б. Криворучко/ Вісник Сумського державного університету.  − 2011. − №4.  − С. 27-34.

4.  Циглик І.І. Контролінг. Сутність і основи формування та функціонування на підприємствах України / І.І. Циглик, І.О. Мозіль, Н.В. Кідрякова // Економіка. Фінанси. Право. – 2004. – № 4. – С. 11 – 18.

Категорія: 2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) | Додав: EME (20.12.2012) | Автор: Рубанов М.Н.
Переглядів: 676 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright Volodymyr Dahl East Ukrainian National University,
Department of Management and economic security
© 2024
Конструктор сайтів - uCoz