Тайм-менеджмент как императив жизни успешного
руководителя
Ляшенко П. А.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира
Даля
Тайм-менеджмент становится императивом жизни любого
человека, который хочет быть успешным. По своей сути тайм-менеджмент тесно
переплетается с лайф–менеджментом (от англ. life - жизнь). В мире существует 4
измерения: высота, ширина, глубина и время, рассмотрение которых по отдельности
в тайм-менеджменте не принесёт должного результата. Нет смысла говорить о
времени, если не рассматривать его, например, в качестве измерителя выполнения
какой-либо работы или перемещения чего-либо в пространстве. Особую роль
тайм-менеджмент играет в жизни руководителя.
В последнее время арсенал возможностей по ускорению
протекания каких-либо процессов (перемещение в пространстве, доступ к
информации и пр.) у руководителей организаций существенно обогатился, однако менеджеры
разного уровня сегодня опаздывают даже чаще, чем в прошлые века, часто используя
при этом имеющиеся средства коммуникаций далеко не по назначению. Вопрос о том,
как организовать своё время так, чтобы эффективно работать и находить время для
саморазвития, а отдыхать, не просиживая на кухне либо теряясь в безднах
интернета, актуален для всех руководителей любого уровня безотносительно к
гендерной принадлежности. Возможно, теоретический аспект тайм-менеджмента далее
будет изложен несколько тривиально, однако, любой императив имеет смысл
рассматривать детально и подробностях.
Отмеренные всем одинаково 24 часа в сутки и 7 дней в
неделю могут быть использованы по-разному, с той только разницей, что каждая
минута прокрастинации в жизни руководителя может стоить организации больших
потерь, как будет верно и обратное утверждение. В то же время, нельзя сразу же
не сказать о том, что "заорганизованность" не менее опасна для
руководителя, чем прокрастинация. Соблюдение
принципов тайм-менеджмента не должно носить характер идолопоклонства и негативно
влиять на здоровье, на отношения коллегами, на атмосферу в семье и т.д.
Итак, императивность тайм-менеджмента, формирующая
успешность руководителя предполагает:
обязательное составление плана на день – вопросы,
требующие решения в течение дня, должны быть расписаны почасово или даже поминутно,
причем обязательно с утра или накануне вечером, но никак не в течение дня. Планирование
на неделю и месяц может сэкономить не только годы жизни, существенно увеличить
стоимость бизнеса.
установление приоритетности дел – неотъемлемая часть
тайм менеджмента. Дела по важности делятся на важные и срочные, важные не
срочные, не важные и срочные, не важные и не срочные. Классики тайм-менеджмента
рекомендуют выполнять их именно в такой же последовательности. При этом у менеджеров
часто возникает вопрос: может быть, имеет смысл делать сначала сложные дела, а
потом более лёгкие или, наоборот, сначала лёгкие, в успешном выполнении которых
я уверен, а потом сложные, в выполнении которых я, следовательно, уверен меньше?
Здесь успех применения принципов тайм-менеджмента во многом может быть
предопределен интуицией, уверенностью в своих силах и хорошим упрямством. Опытный
руководитель может определить приоритеты для себя самостоятельно. И еще одна
цитата по этому поводу. Пабло Пикассо уверяет: "Откладывать на завтра нужно
лишь то, что не хотите завершить до самой смерти". Практика успешных
руководителей показывает, что дело, не сделанное сегодня, назавтра требует на
его выполнение в 2 раза больше времени.
мышление успешного человека, которому не свойственно тратить
время на сожаление о прошлом и размышления в стиле "я мог бы сделать так или
эдак…" или "вот если бы я не делал это…". Такие мысли – воры
времени. Успешность всегда сосредоточена на том, что нужно сделать, а не на
том, что не сделано. Генри Форд говорил: "Думать
– самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь не многие",
но есть разница между размышлением и пустотой, которая поглощает секунды, из
которых состоит жизнь.
делегирование не критически важных дел тем, кто сможет
их сделать лучше или в более краткие сроки. Для руководителя - это ключевой
фактор "вырывания" из рутины большого "куска" времени.
заполнение времени. Очередь, пробка, эскалатор,
ожидание клиента – эти маленькие отрезки времени ожидания могут стать
похитителями успеха. По данным National Geographic в среднем за жизнь человек
проводит до 7 месяцев в пробках. Время не терпит пустоты, его нужно заполнять.
В то же время, заполнение времени должно быть качественным Чтобы сохранить
время, следует избегать его заполнения использованием такого изобретения
человечества, как интернет. Если есть опасность быть поглощенным таковым, следует
заходить в его просторы с кем-либо, кто бы мог оттуда "вытащить". И
еще. Заполнение времени не должно быть избыточным. Утверждение "Чем больше
человек занят, тем больше он успевает" спорно и даже не совсем верно, и не
может быть применено ко всем жизненным ситуациям. И всё же, чем больше у вас времени
занято, тем меньше можно его потерять или, по крайней мере, вероятность потери
времени впустую крайне мала.
быть гибкими, но не совершать необдуманных поступков.
отдыхать. Утомляемость
всегда приводит к снижению работоспособности и увеличению времени на выполнение
работы, а, следовательно, удалению от некоего измеримого успеха.
Таким образом, императивность тайм-менеджмента в жизни
руководителя должна быть подчинена основному принципу: чтобы время не работало
против вас, используйте лучшую защиту – наступление.
|