ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОПЕРАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Барабаш
А.А., Староверец А.С.
Полтавский национальный
технический университет
имени Юрия Кондратюка
м.
Полтава, Україна
Операционный менеджмент сыграл решающую
роль в повышении производительности бизнеса во всем мире. Достижение
конкурентных преимуществ через операции требует понимания механизма влияния
операций на рост производительности.
Современный операционный
менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению
привлекают внимание прежде всего к контролю, над людьми, достижению
стабильности и эффективности производства, использованию правил, процедур,
созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению
запланированных результатов (прежде всего, прибыли).
Операционный менеджмент имеет дело с производством вещей и услуг,
которые люди покупают или пользуются ежедневно. Он дает организациям
возможность достижения поставленных целей при рациональном использовании
имеющихся ресурсов. Операционный менеджер, использующий соответствующую технику
и стратегию, может обеспечить своей компании серьезное преимущество в
конкурентной борьбе[2].
Некоторое
время назад термин "операционный менеджмент” ассоциировался только с
производственным процессом. Однако интенсивный рост экономической важности
широкого спектра непроизводственных отраслей привело к расширению функций
операционного менеджмента. Сегодня термин операционный менеджмент относится к
процессу контроля и управления процессами преобразования исходных материалов в
готовую продукцию и услуги.
Как показано на рис.1.1,
операционный менеджмент является частью производственной системы.
Вход включает человеческие ресурсы (рабочие и
управляющие), основные фонды (здания и оборудование), поставляемые материалы и
услуги, землю и энергию. Пронумерованные прямоугольники изображают операции,
через которые могут проходить продукция, услуги или покупатели в процессе
преобразований. Тип преобразований может быть самым разнообразным. Так, на
заводе – это физические или химические воздействия на исходные материалы в
процессе получения готовой продукции, в авиационной компании – перевозка
пассажиров и их багажа, в учебном заведении – обучение студентов, в больнице –
лечение пациентов. Оборудование в каждом случае также будет различным –
обрабатывающий центр, терминал аэропорта, аудитория, больничная палата.
Пунктирными
линиями на рисунке обозначены два специальных случая входа – от потребителей
или клиентов, а также информация о внешних и внутренних ресурсах. Первый
наблюдается в том случае, когда потребитель не пассивен, а влияет
непосредственно на процесс производства. Примером может служить дискуссия в
студенческой аудитории, которая органически включается в процесс обучения.
Информация о внешних и внутренних ресурсах может включать внутренние отчеты из
сферы обслуживания клиентов и со складов, а также внешнюю информацию о
результатах исследования рынка, решениях правительства и сообщения от
поставщиков. Содержание входа и выхода
изменяется в широких пределах в зависимости от типа рассматриваемой системы.
Например, входом для операций в ювелирном магазине являются - товары, здание магазина, каталоги, продавцы
и покупатели, а выходом – объем продаж. Входом для фабрики джинсовых изделий
служат: джинсовая ткань, оборудование и здание завода, рабочие и управляющие;
выходом – готовые джинсы. Однако процессы, лежащие в глубине производственного
процесса, одинаковы для любых производственных систем.
Операционный менеджмент – это наука для
тех кто желают непосредственно приступить к производству товаров или
предоставлению услуг[1]. Операционные менеджеры нижнего уровня управления
должны уметь определять наиболее наиболее рациональную структуру построения и
обеспечения операционных процессов и управления ими. Старшие операционные
менеджеры, управляя средствами производства и распределения, отвечают за
разработку операционной стратегии компании, решая какие технологии следует
применить, где должно размещаться производство, как оценивать результаты
операционной деятельности. Операционный менеджмент – это симбиоз управления
людскими ресурсами и применения новейших технологий, высшей целью которого
представляется эффективное создание благ путём производства товаров и
предоставления услуг.
Література
1. Ричард
Б. Чейз, Ф. Роберт Джейкобз, Николас Дж. Аквилано Производственный и операционный
менеджмент, Киев, 2008
2.Курочкин
А.С. Операционный менеджмент: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2000
|