Анализ системы информационной
безопасности в Украине
Петров А.А. к.т.н., Ухань А.А.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
Информация всегда играла большую роль в жизни общества
и индивидуального сознания, профессиональной, культовой, политической,
общекультурной и бытовой деятельности. В современных условиях их роль и
ценность существенно возрастает, прежде всего, благодаря возникновению новой
информационной технологии, включая создание сверхмощных компьютеров,
эффективных машинных программ, накопителей информации большого объема и
информационных систем.
Целью данной статьи является анализ системы информационной
безопасности в Украине. Поэтому основной ее задачей является раскрытие
содержания информационной безопасности, освещение проблем, исследование
законодательства и определение перспективы развития информационной безопасности
в Украине.
Информационная
безопасность является составным компонентом общей проблемы информационного
обеспечения человека, государства и общества. Она ориентирована на защиту
значимых субъектов информационных ресурсов, законных интересов. Содержание
понятия "информационная безопасность" раскрывается в практической
деятельности, научных исследованиях, а также нормативно-правовых документах.[4]
Проблемы информационной безопасности можно разделить
на три больших группы:
1. Проблемы гуманитарного характера – проблемы
информационной безопасности, возникающие в связи с бесконтрольным
использованием и распространением персональных данных граждан, вторжениями в частную
жизнь, клеветой и кражами личности.
2. Проблемы экономического и юридического характера –
проблемы информационной безопасности, возникающие в результате утечки,
искажения и потери коммерческой и финансовой информации, краж брендов и
интеллектуальной собственности, раскрытия информации о материальном положении
граждан, промышленного шпионажа и распространения материалов, наносящих ущерб
репутации компаний.
3. Проблемы политического характера – проблемы
информационной безопасности, возникающие из-за информационных войн, кибервойн и
электронной разведки в интересах политических групп, компрометации
государственной тайны, атак на информационные системы важных оборонных,
транспортных и промышленных объектов, неполного информирования и дезинформации
руководителей крупных учреждений. [5]
Нормативная база по обеспечению национальной
безопасности Украины в информационной сфере включает в себя:
· Нормы Конституции Украины, которые закрепляют
концептуальные положения национальной безопасности Украины во всех сферах ее
существования, а также Концепция национальной безопасности Украины, Доктрину
информационной безопасности Украины и Закон Украины "Об основах национальной
безопасности Украины".
· Законы конститутивного направлении, где определяются
важные положения по обеспечению национальной безопасности в информационной
сфере[5] ( "Об Основных принципах развития информационного в общества в
Украине на 2007-2015 годы", "Об информации", "О
государственной тайне", "О Национальной программе
информатизации", "О радиочастотных ресурсах", "О
телекоммуникациях", "О защите общественной морали " и др.).
· Законы Украины институционального уровня, где
закреплены основные формы деятельности государственных органов в процессе
обеспечения национальной безопасности в информационной и других сферах
жизнедеятельности личности, общества и государства (в частности "Об
обороне Украины", "Про Службу безопасности Украины", "О
Государственной службе специальной связи и защиты информации", "О
милиции", "О чрезвычайном положении" и т.д.)
В структуре
нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности Украины в
информационной сфере особое место занимают указы и распоряжения Президента
Украины, а также акты (постановления) Кабинета Министров Украины. Эти
нормативные акты выдаются с целью конкретизации и повышения качества решения
задач обеспечения информационной безопасности.[1][2][6]
Исходя из проведенного анализа информационной
безопасности, можно выделить основные перспективы ее развития в Украине:
1)
Усовершенствование
законодательства и контроль над его соблюдением в сфере информационной
безопасности
2)
Увеличение
компьютерной и информационной грамотности населения
3)
Государству
следует обязать предприятия создавать и внедрять системы информационной
безопасности, возлагать эти функции на сотрудников, обладающих компетенцией в
данной сфере, это будет способствовать комплексной защите информации в стране в
целом.[1]
4)
При
трудоустройстве сотрудников, так и при их увольнении, соблюдая все нормы
безопасности и предупреждая утечку информации. Трудовой договор, подписываемый
сотрудником, должен непременно содержать пункт о неразглашении коммерческой
тайны.
5)
Использование
исключительно лицензионными средствами защиты информации и услугами проверенных
фирм, имеющих репутацию и прошедших лицензирование.
6)
Государству
следует выделять средства на защиту коммерческой информации организаций. Порой
утечка коммерческой информации предприятия может привести к серьезным
негативным последствиям, а также ухудшению имиджа страны и инвестиционной
привлекательности.
Литература:
1.
Закон Украины «Про
основные положения развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы»//
zakon1.rada.gov.ua
2.
Закон Украины
"Об информации"// zakon1.rada.gov.ua
3.
Закон Украины "О
государственной тайне" // zakon1.rada.gov.ua
4.
Остроухов В.В.
Информационная безопасность. Социально-правовые аспекты.// Киев-2010
5.
Липкан В.А.
Национальная безопасность Украины
6.
Данильян О Г,
Дзьобан О П, Панов М. Национальная
безопасность Украины: структура и направления реализации: Учеб пособие - X:
Фолио, 2002 - 285 с
|