Вітаю Вас Гість | RSS П`ятниця
21.06.2024, 11:18
Економічні
інтернет-
конференції

Форма входу
Головна Конференції Реєстрація Вхід
Меню сайта
Категории раздела
2014 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [46]
2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [102]
2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [106]
2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [79]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » 2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.)

Карабанов А.В. КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Карабанов А.В., Государственная финансовая инспекция Украины, г. Киев

Система экономической безопасности государства может быть определена как целостная система или система, имеющая общие свойства. По мнению проф. В.А. Ганзена - «Различные целостные системы имеют общие свойства, обладают инвариантами целого. Любые отображения целого должны отражать эту общность» [1]. В соответстви с определением д.филос. наук Сороко Э.М. каждая система структурно может быть представлена в инвариантах и вариациях и «При выработке управленческой стратегии или корректировочной установки, когда объектом управления или коррекции выступает сложная самоорганизующаяся система, важно различать, что должно быть изменено, преобразовано (вариации), а что должно оставаться неизменным, не подлежать преобразованиям, уточняться, усиливаться (инварианты)» [2]. С точки зрения общей теории систем  «Инвариант - структурное отношение, обобщенный количественныйй либо качественный индикатор, сохраняющийся в ходе неких преобразований, превращений, изменений той системы, которую характеризует» [3]. Другое определение характеризует инвариант как «общие свойства класса объектов, образуемого вариантами» [4]. В структуре системы всегда сосуществуют инварианты и вариации. Вариации это изменяющиеся составляющие структуры системы.

Рассмотрим совокупность некоторых инвариант и вариаций для системы экономической безопасности государства. К инвариантам мы можем отнести: доходы государства; расходы государства; контроль государственных финансов; заимствования государства; налоговый процесс; и другие процессы и явления такие как теневая экономика; инфляция; безработица..

К вариациям  можно отнести: обменный курс национальной валюты по отношению к другим валютам, выбор резервной валюты или валют, ставки Национального банка на продажу кредитных ресурсов, ставки государственных заимствований, характеристики монетарной политики государства.

Рассмотрим такой инвариант системы экономической безопасности как контроль использования государственных финансов. На Украине он осуществляется органами Государственной Финансовой Инспекции, (ГФИ) целью которой является контроль за использованием государственных средств как предприятий государственной формы собственности и государственных учреждений, так и тех структур, которые имеют отношение к использованию бюджетных средств. В отдельных случаях, ГФИ может контролировать структуры любой формы собственности. В условиях, когда  уровень «тени» достигает по разным оценкам от 45 до 60 %% ВВП страны повышение эффективности деятельности органов ГФИ по детенизации экономики приобретает стратегическое значение.

Развитие финансового контроля происходит на основании создания новой национальной системы для всех сфер экономической деятельности в условиях внедрения нового Налогового Кодекса и действия Административного Кодекса, в форме разработки положений финансового контроля. Такой подход обеспечивает решение лишь одной задачи. Он предоставляет необходимую информацию внешним пользователям – органам государственного управления. Вместе с тем, проблема повышения эффективности использования механизма финансового контроля в обеспечении экономической безопасности страны и ее регионов обусловливает решение многих других задач.

Стабильность функционирования системы государственных финансов и  ее положительное влияние на состояние экономической безопасности страны должна предусматривать использование не только системного подхода, но и закона структурной гармонии систем, который формулируется следующим образом: «Инвариантный аспект любой системы – ее структура, которая всегда имеет определенный уровень разнообразия. Посредством его гармонизации система получает неравновесное состояние, необходимое для эффективной своей жизнедеятельности. Тем самым она обретает оптимальный режим существования, отличающийся функциональным качеством. .. «Обобщенные золотые сечения суть инварианты, на основе и посредством которых в процессе самоорганизации естественные системы обретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структурно-функциональную... устойчивость» [2]..

Сущность явления самоорганизации характеризуется как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, при этом в силу разноплановости и устойчивости внутренних связей системы, она не является полностью зависимой от изменений внешней среды.

На принципах самоорганизации можно спроектировать условия взаимодействия любой системы с внешней средой, в т.ч и системы государственных финансов государства и его регионов. Как государство, так и его регионы являются открытыми неравновесными системами, изменения в которых становятся заметными, когда достигают точки бифуркации. Система государственных финансов по отношению к системе экономической безопасности, с одной стороны является ее инвариантом, с другой стороны - подсистемой. Если систему государственных финансов спроектировать корректно, то  на основании использования соответствующих индикаторов  мы можем получить информацию о событиях при достижении точки  бифуркации и правильно спланировать дальнейшие действия в условиях ограниченности времени на принятие управленческого решения. 

Стабильное функционирование системы государственных финансов как инварианта системы экономической безопасности должно предусматривать решение следующих задач:

- разработка методологии пропорционального формирования системы государственных финансов региона;

- минимизации получения финансовой помощи регионам;

- самообеспечение финансовых поступлений региона для безкризисного выполнения социально-экономических программ региона;

- оптимизации поступлений и расходов в регионе при функционировании национальной системы государственных финансов.

В условиях кризисных возмущений прогнозирование развития системы государственных финансов может осуществляться в соответствии с законом структурно-функциональной гармонии систем и обосновании совокупности инвариант и вариаций как системных характеристик, динамику которых нужно контролировать. Для этого необходимо разработать методологическое обеспечение, использование которого предоставит возможность прогнозировать оптимальные контуры структуры системы государственных финансов и рассчитывать влияние возможных колебаний структуры на систему экономической безопасности страны.

Литература:

1. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974—2007. – 45 с.

2. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Мн., 1984. – 287 с.

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. –566 с.

4. Рыночные инварианты, или Зачем трейдеру логарифмы [электронный ресурс. ] : режим доступа:

 

Категорія: 2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) | Додав: EME (19.04.2013) | Автор: Карабанов А.В.
Переглядів: 692 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright Volodymyr Dahl East Ukrainian National University,
Department of Management and economic security
© 2024
Конструктор сайтів - uCoz