Противодействие оппортунизму в системе
поддержания устойчивости
кооперативного поведения службой экономической безопасности
интегрированного предприятия
И. С. Гостева
Восточноукраинский национальный
университет им. В. Даля
В условиях
современного развития рыночных отношений в качестве атрибутов внешней среды,
оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность в качестве
«не-факторов», называют неопределённость (неизвестность и изменчивость)
предпринимательской обстановки, а также уровень информационной осведомлённости
и способности обрабатывать получаемую информацию. Однако для большинства
ситуаций в бизнесе характерна асимметрия
информации, которая возникает в отношениях покупателя и продавца, собственников
и менеджеров, руководителей и подчиненных и т.д. Случаи, когда исполнитель
(агент) знает о продукте гораздо больше, чем заказчик (принципал), встречаются
повсеместно, стимулируя агентов к оппортунистическому поведению и получению дополнительной
выгоды. Такое положение вещей вынуждает людей, предлагающих продукцию высокого
качества, работать с меньшей выгодой, поскольку получение недостающей
информации во многих случаях оказывается экономически нецелесообразным с точки
зрения соотношения затрат и результата. Но если в условиях реализации рыночных
отношений такое действие информационной асимметрии воспринимается как объективный
закон, то во внутрифирменных отношениях служба экономической безопасности
должна предотвращать оппортунизм субъектов кооперативного поведения и
обеспечивать устойчивость их взаимодействия.
Асимметрия
информации как фактор упущения выгоды из-за недостатков в организации
хозяйственной деятельности является достаточно сложной для выявления, оценки и
дальнейшего предотвращения. Так, например: «работникам низшего звена
свойственно сознательное занижение производительности труда и завышение
реального уровня общих издержек производства, а работникам высшего звена —
неэффективное, экстенсивное использование ресурсов, специфичность знаний и
опыта на занимаемой должности (при изменении места работы накопленные знания,
опыт, связи во многих случаях оказываются неприменимыми на другой должности)» [1].
Примерами отношений типа принципал-агент выступают случаи отношений
специалистов, руководителей функциональных подразделений, руководителей стратегических
зон хозяйствования, руководителей дивизионов интегрированных предприятий, а
также проектных менеджеров. Все они чаще всего выступает одновременно и в роли
принципала и в роли агента, то есть если обладают опытом такого взаимодействия,
то знакомы с возможными тактиками, как принципалов, так и агентов. Среди
выделенного множества субъектов наибольший интерес представляют руководители
дивизионов территориального или продуктового типа, а также проектные менеджеры,
– все они представляют некоторые аналоги интрапренёров или субъектов
интегрированного предприятия. Но всем им свойственна потребность учитывать так
называемые «непредвиденные расходы», приводящие к упущению выгоды, что мотивирует
их настоять на включение в бюджеты резервов для таких затрат.
Результатом исследования
стали следующие выводы: 1) асимметрия информации («неполнота информации»,
«информационная неосведомлённость») является неотъемлемым атрибутом
экономических отношений, порождая оппортунистическое поведение более осведомленных
субъектов отношений; 2) оппортунизм свойствен всем работникам, обладающих
уникальными знаниями; 3) в силу обособленности субъектов интегрированных
предприятий и значительной степени проявления нерутинных задач в работе
проектных менеджеров информационная асимметрия информации проявляется в их
работе больше, чем в работе других специалистов и руководителей; 4)
внутрифирменные оппортунисты в отношениях типа принципал-агент (в терминах
контрактной теории) играют «двойственную роль»: как руководители они являются
«принципалами» и как «агенты» выполняют возложенные на них обязанности; 4)
использование службой экономической безопасности организационных мероприятий,
снижающих наличие асимметричности информации позволяет предупреждать упущение
выгоды, то есть недополучение определённого рода благ и выгод, и способствует
повышению устойчивости работы всего организационного механизма кооперантов
интегрированного предприятия. Таким образом, дополнительные затраты на снижение
уровня информационной асимметрии и упущение выгоды из-за оппортунизма являются
противопоставляемыми видами упущения выгоды и основная задача службы экономической
безопасности, регулирующей отношения потенциальных оппортунистов, заключается в
нахождении наиболее приемлемого соотношения между дополнительными затратами на
контроль и мониторинг и возможным упущением выгоды.
Литература
1. Юдкевич М.
М., Подколзина Е. А., Рябинина А. Ю. Основы теории контрактов. Модели и задачи.
Учебное пособие. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002. —
351 с.
|