Вітаю Вас Гість | RSS Четвер
25.04.2024, 13:54
Економічні
інтернет-
конференції

Форма входу
Головна Конференції Реєстрація Вхід
Меню сайта
Категории раздела
2014 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [46]
2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [102]
2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [106]
2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [79]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » 2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.)

Егорова-Гудкова Т.И. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ: МОНИТОРИНГ, САМООРГАНИЗАЦИЯ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ: МОНИТОРИНГ, САМООРГАНИЗАЦИЯ

Егорова-Гудкова Т.И., доц., к.э.н., Институт математики, экономики механики Одесского национального университета им. И.И. Мечникова

Теория мониторинга как системы, состоящей из совокупности   управленческих и организационных процессов должна развиваться на основании трансдисциплинарного подхода. На основании трансдисциплинарного подхода нужно рассматривать такие характеристики системы мониторинга как целостность, самоорганизация, пропорциональность [1].  Проектирование системы мониторинга на основе этих характеристик особенно актуально именно для условий продовольственной безопасности, поскольку диспропорциональность и дисбаланс в системе агропромышленного комплекса страны и альянса стран формирует проблемы и нарушения условий продовольственной безопасности и экономической безопасности в целом.

Необходимость мониторинга состояния продовольственной безопасности понимается во всём мире, так страны G20, в 2011 г., в Париже, приняли решение о создании специальной международной системы мониторинга запасов зерна в мире. Целью функционирования этой системы должна быть доступная и корректная информация о запасах сельскохозяйственной продукции во всех странах мира, что позволит прогнозировать возможные ценовые колебания на продовольственных рынках в мире [2]. 

Актуальность создания системы мониторинга национальной продовольственной безопасности задекларирована и на Украине, и в России.

В Украине, по состоянию на начало 2012 года, отсутствовало стратегическое планирование зернового рынка и ни одно ведомство не занималось прогнозами развития мирового рынка зерновых, импорта и экспорта на стратегическую перспективу, прогнозированием потребления на внутреннем рынке страны, возможными стратегическими альянсами при производстве и продаже зерновых.

В настоящий период, Правительство Украины инициирует принятие закона о продовольственной безопасности страны. В законопроекте предлагается перечень индикаторов угроз безопасности и не приведены меры по их устранению [3].

Актуальной создание системы мониторинга продовольственной безопасности является и в России, где с августа 2012 г. планировалось запустить национальную систему мониторинга продовольственной безопасности. Она должна использовать порядка 300 разноплановых групп данных, а также позволять на основе региональных продовольственных балансов формировать федеральные балансы по 14 видам сельхозсырья и продуктов питания, осуществлять балансировку межрегиональных поставок продовольствия в стране [4].

В условиях интеграционных тенденций стран СНГ в сфере обеспечения продовольственной безопасности возможно, встанет вопрос и о создании единой системы  мониторинга продовольственной безопасности стран СНГ или иных стратегических межстрановых альянсов.

При проектировании системы мониторинга, с целью положительного влияния на формирование условий продовольственной безопасности блока стран следует отметить, что для этого необходимы «рамочные условия», связанные с пропорционированием или гармонизацией:

- экономической политики каждой страны относительно создания условий продовольственной безопасности;

- структуры агропромышленного комплекса по странам, и в отдельных случаях – по  регионам страны;

- структуры производственных процессов в АПК;

- в рамках отдельной страны - распределения государственных средств с целью гармонизации структуры АПК по регионам этой страны;

- в рамках интеграционного альянса – распределение средств, выделенных альянсу по конкретным странам альянса, в соответствии с разработанными и утверждёнными программами и проектами этого альянса в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности на основании использования гармонического подхода  под продовольственной безопасностью региона следует понимать гармонизацию сельскохозяйственных, перерабатывающих, маркетинговых и воспроизведенных процессов региона, который исключает возникновение диспропорций и нарушения запланированного (прогнозируемого)  уровня регламентированных параметров.

С точки зрения ресурсного подхода в основе экономических отношений на уровне региона страны альянса должно обеспечиваться пропорциональное распределение на три группы всей продукции, которую производит регион:

- продукция, которая необходимая для обеспечения текущих нужд населения и работы предприятий данного региона;

- продукция, которая в зависимости от определенных условий (климатических, организационных, территориальных, конкурентных) может выпускаться только в одном или нескольких регионах страны интеграционного образования;

- продукция, выпуск которой значительно превышает нужды региона - производителя и какая может реализовываться как в другие регионы страны, так и в регионы стран интеграционного альянса, а также экспортироваться в страны, не входящие в альянс.

И в условиях интеграционных тенденций в основу интеграционной структуры должен быть положен регион, как элемент структуры экономической системы конкретной страны. Недооценка регионального фактора при организации системы мониторинга продовольственной безопасности может привести к возникновению диспропорций разного уровня и масштаба, которые способны повлиять на общеэкономическую, социальную и политическую ситуацию в государствах альянса.

Целью эффективного регионального развития продовольственного комплекса интеграционного образования в целом и входящих в него отдельных стран может быть создание условий пропорционального развития всех отраслей, которые должны обеспечить необходимое состояние продовольственной безопасности.

Устойчивость их функционирование может быть достигнута при условии организации дополнительных институциональных образований, одним из которых может быть надгосударственная служба мониторинга продовольственной безопасности, представленная в каждом регионе отдельно взятой страны.

 

Литература:

1. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. - Москва-Ижевск, 2003. – 172 с

2. Продовольственная безопасность в G8/G20: Электронный ресурс.- [Режим доступа: http://www.g20civil.com/ru/issues/food-security.php].

3. Продукты под угрозой. Разработаны критерии продовольственной безопасности страны: Электронный ресурс.- [Режим доступа: http://www.economica.com.ua/agro/index.php4/article/3662590.html].

4. Постановление ГД ФС РФ от 16.06.1999 N 4122-II ГД: О проекте Федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации.- : Электронный ресурс.- [Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/j0k.htm].

Категорія: 2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) | Додав: EME (26.04.2013) | Автор: Егорова-Гудкова Т.И.
Переглядів: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright Volodymyr Dahl East Ukrainian National University,
Department of Management and economic security
© 2024
Конструктор сайтів - uCoz