СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЯ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В.В. Адонина
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира
Даля
С развитием в Украине рыночных отношений проблема
экономической безопасности организаций выходит на первый план.
Результативность работы системы безопасности зависит
от целого ряда факторов, но фигура руководителя, несомненно, является в этой модели
ключевой.
Современный этап изучения личности руководителя службы
безопасности организации характеризуется переходом от описательных моделей к
интегральным. На смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции
личности и поиском интегральной основы структуры личности.
Актуальность проблемы
оценки способностей руководителя службы безопасности организации возникла в
нашей стране не так давно. В настоящее время нет единого мнения относительно
того, по каким параметрам следует оценивать руководителя службы безопасности
организации. Для оценки труда руководителя службы безопасности организации применяют
следующие группы методов: описательные – базируются только на качественных
характеристиках; количественные – основаны на ранее разработанных показателях; смешанные
методы включают описательные и количественные элементы.
К группе качественных методов
относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального
устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения[1].
К количественным методам
относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них
наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Группу комбинированных методов составляют
разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств,
специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных
методов.
Широкое распространение получила оценка руководителя
службы безопасности организации по методу черт. В ее основе – признание влияния психологических свойств
человека на характеристики его деятельности[2].
Психологические свойства личности
руководителя службы безопасности организации оцениваются в рамках ситуационной
оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве
устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные
особенности поведения руководителя, проявляющиеся в процессе решения им
конкретных управленческих задач.
Функциональная оценка руководителя службы безопасности
организации основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он
хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в
этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по
регулированию совместной деятельности.
По содержанию целевой метод
близок к методу оценки по результатам. Процесс оценки в этом случае состоит в
том, чтобы определить, насколько компетентно руководитель службы безопасности
организации устанавливает цели, и как хорошо работают подчиненные по их достижению[3].
Как видно, каждая из методик имеет свои плюсы и
минусы. Учитывая тот факт, что руководителю службы безопасности организации нужен
различный набор качеств, можно сделать вывод, что и для оценки его качеств
может использоваться различный набор методик оценки.
Безусловно, на первое место выходят методики оценки
стиля руководства и качественные оценки, поскольку именно в них можно задать критерии,
по которым оценивается эффективность работы и самого руководителя службы
безопасности организации, и его подчиненных.
В настоящее время –
такой подход является перспективным и экономичным.
Литература
1. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы
психологии менеджмента в повседневной работе / Кричевский Р. Л. - М.: Дело, 2006.
384 с.
2. Кукушин В. С. Психология делового общения / Кукушин
В. С. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: Март, 2009. 368 с.
3. Либин А. В. Дифференциальная психология: на
пересечении европейских, российских и американских традиций / Либин А. В. - М.:
Смысл, 2009.
|