Обучающаяся организация как новый этап развития в управленческой революции
Л.А. Руденко Харьковский институт экономики рыночных отношений
и менеджмента, Е.С. Руденко Восточноукраинский национальный университет
им.В.Даля, Луганск, Украина
Многие организации ведут борьбу за свое выживание, а
также стремятся достичь поставленных целей. И во главе этого процесса стоит
менеджер, у которого есть возможность выбора «корневых систем» (жесткая
иерархия и конвейер или наделение сотрудников властью и новые подходы к
изменению). Рассмотрим на примере
бразильскую корпорацию «Semko», которой управляет Рикардо Семлер, перевернувший
компанию изнутри наружу, с ног на голову, упразднив 12 уровней управления до
трех, и введя беспрецедентные демократические порядки для своих сотрудников.
Эта компания бросила вызов традиционным
способам управления. По теоретическим аспектам управления за критерием
времени в развитии теории организации выделяют: классическую; неоклассическую (поведенческую
теорию организации); современную
(ситуационную теорию организации).
Но двадцать первый век демонстрирует нам хаотичные
быстрые перемены. И к менеджерам предъявляет все более новые требования. Можно
сказать, что речь идет об управленческой революции, в процессе постоянно возрастающей
турбулентности, хаотичности внешней среды, и изменении организационной
парадигмы. Неожиданности, срывы, сбои, и стрессы беспрестанно наносят удары по
тем или иным организациям, например как показано в фильме «Сироп», режиссера
Арама Раппапорта. Новая парадигма предполагает поиск приемлемого состояния в
процессе непрерывных изменений, а значит, мы обязаны взглянуть на мир через
какой-то объектив.
Новый мир характеризуется заинтересованностью в
глобальных рынках и поставщиках, ориентацией не столько на прибыль, сколько на
потребителей, подходам к информации, как к основному ресурсу, отношением к
наилучшему качеству как к норме. Осознание изменения парадигмы – процесс
тяжелый и трудный, он побуждает многие компании к коренной реорганизации.
Согласно концепции П. Сенджа, условие построения обучающейся организации –
усвоение ее менеджерами 5 дисциплин: системное мышление, общее видение, готовые
к вызову ментальные модели, командное обучение, индивидуальное мастерство. Выполнение
этих условий способствует принятием менеджерами новой парадигмы «Труднее всего
вырваться на свободу из крепких объятий старых представлений».
С нашей точки
зрения, можно сказать, что для «систем», вектор управленческой революции задан
в правильном направлении, и остается правильно его идентифицировать и двигаться
вперед.
Литература
1.
Рикардо Семлер;
пер.с англ..-М.:Издательство «Добрая книга»,2007.-384с.
2.
Ричард Л. Дафт.
Менеджмент, СПб: Питер,
2007. — 864 с.
|