Вітаю Вас Гість | RSS Понеділок
29.04.2024, 10:12
Економічні
інтернет-
конференції

Форма входу
Головна Конференції Реєстрація Вхід
Меню сайта
Категории раздела
2014 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [46]
2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [102]
2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [106]
2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [79]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » 2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.)

Кусик Н.Л., Кривенко Е.В. Корпоративная социальная ответственность как составляющая корпоративного управления

Корпоративная социальная ответственность

как составляющая корпоративного управления

 

Н.Л. Кусик

к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Е.В. Кривенко

студентка специальности «Менеджмент»

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова,

Одесса, Украина

 

Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед социально-экономической системой Украины новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной экономики в современных условиях все больше определяется не только природными, а и социальными факторами. Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности. Благоприятное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в Украине выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний [1].

В современной экономической реальности управление компаниями ориентируется не столько на увеличение прибыли, сколько на капитализацию бизнеса. Прямая зависимость рыночной стоимости компаний от размера текущей прибыли постепенно исчезает и прогнозировать капитализацию бизнеса на основе только финансовых показателей становится уже невозможным. Вместе с тем, растет значимость нематериальных активов, к которым, прежде всего, относится интеллектуальный капитал, имидж, репутация, бренд.

Использование корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) в качестве конкурентного преимущества компании заключается не только в реализации социально значимых программ, но, и прежде всего, во внедрении КСО в культуру корпоративного управления. Вопрос о соотношении КСО и корпоративного управления находится в самом начале разработки в силу относительной новизны и недавней актуализации обоих понятий.

Говоря о корпоративном управлении, необходимо отметить, что единого универсального определения, применимого для всевозможных ситуаций, стран и правовых систем, не существует. Международная практика предлагает множество вариантов. Например, одно из наиболее распространённых определений понятия «корпоративное управление» звучит следующим образом: «Корпоративное управление – это система и процесс взаимоотношений, а также совокупность принципов, правил и процедур взаимодействия между собственниками (акционерами) компании, ее Советом директоров, менеджментом и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) внутри и во внешнем окружении предприятия, направленных на достижение баланса их интересов и обеспечение эффективной деятельности компании для повышения ее акционерной стоимости и реализации иных стратегических целей и оперативных задач» [2, с. 115]. Эксперты ведущего в СНГ информационно-аналитического портала по вопросам КСО «CSRJOURNAL», считают, что корпоративное управление – это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами [3].

Взаимосвязь КСО и корпоративного управления можно провести как минимум по следующим трём направлениям: (1) на уровне ценностей; (2) на уровне распределения компетенций и ответственности; (3) на уровне рисков (управления нефинансовыми рисками). Что касается первого направления, то ценности и принципы корпоративного управления тесно переплетаются с ценностями КСО, что обеспечивает их эффективное использование для целей успешного развития компании. Многие лидеры компаний мирового уровня в настоящее время хотят, чтобы их компании были благонадежными международными корпоративными организациями. Поэтому уже сейчас они заботятся об этичности действий высшего руководства, проявляют социальную ответственность при принятии стратегических решений, которые затрагивают интересы всех стейкхолдеров. Важно понимать, что основная задача системы корпоративного управления сводится к необходимости создания механизмов, которые обеспечивали бы баланс интересов собственников, независимо от количественной доли их вложений в компанию. Речь идет о достижении баланса интересов между акционерами, менеджерами и внешними стейкхолдерами, а также работниками. Второе направление взаимосвязи КСО и корпоративного управления предполагает, что эффективная система корпоративного управления должна предусматривать четкое распределение компетенций между органами управления в отношении вопросов КСО. Социальная ответственность компании в системе корпоративного управления может быть действенной в случае соблюдения баланса интересов и должна быть построена на четкой цели организации в качестве критерия. Если цель организации – максимизация долгосрочной стоимости акций, или производство экологически чистых продуктов, или обеспечение занятости инвалидов, такие цели и должны являться критерием отнесения лиц к стейкхолдерам. Такой подход позволит прогнозировать выгоды и решить конфликт интересов различных групп [4]. И наконец, что касается третьего направления, то в последние годы начали активно оперировать понятием «нефинансовых рисков», которые напрямую связаны с КСО - это риски, возникающие в ходе проведения тех мероприятий, которые не воспринимаются обществом. Без внедрения в систему корпоративного управления корпоративных социальных инициатив развитие бизнеса значительно сдерживается. Именно четко продуманная стратегия КСО позволяет компании развиваться и эффективно управлять нефинансовыми рисками.

Таким образом, современный переход социально-экономической системы Украины к инновационной экономике с активной социальной составляющей, определяет такую новую задачу развития как поворот сознания владельцев и менеджеров компаний к социально ответственному поведению, т.к. такое поведение улучшает показатели деятельности компании: улучшается репутация бизнеса, моральный климат в коллективе и корпоративная культура, качество работы персонала. Это, в последствии, повышает социальную ответственность по отношению к другим заинтересованным сторонам, и таким образом, бизнес оказывает свой посильный вклад в общественное развитие.

 

Литература:

1.        Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vo.od.ua/rubrics

2.        Корпоративна соціальна відповідальність: моделі та управлінська практика / М. Саприкіна, О. Ляшенко, М. Саєнсус та ін.; за наук. ред. О. С. Редькіна. – К.: ТОВ "Фарбований лис”, 2011. – 480 с.

3.        Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление: эффективная синергия для стабильного роста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csrjournal.com

4.        Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blog.publicpolicy.kg

Категорія: 2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) | Додав: EME (06.12.2013) | Автор: Кусик Н.Л., Кривенко Е.В.
Переглядів: 802 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright Volodymyr Dahl East Ukrainian National University,
Department of Management and economic security
© 2024
Конструктор сайтів - uCoz