УГРОЗЫ И
ВОЗМОЖНОСТИ КРЕАТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Держак Н.А., Ромахова О.А.
кафедра администрирования
ВНУ им. В.И.Даля (г.Луганск)
В рыночных условиях хозяйствования особенно важное
значение приобретает экономическая безопасность всех субъектов
предпринимательской деятельности.Под понятием «безопасность предприятия»
понимают защищенность его жизненно важных функций от угроз внешнего и
внутреннего характера при наличии баланса между этими функциями и интересами
личности, общества и государства[1].
Угрозу безопасности предприятия можно трактовать как
любой конфликт целей функционирования и развития предприятия с внешней или
внутренней средой, а если цели совпадают - как различия в путях их достижения.
В данном исследовании креативность рассматривается как основа развития
предприятия при этом, креативность является угрозой для безопасности
предприятия [2].Вместе с тем, взаимодействие данных категорий очевидно и
рассматривается нами с позиции проявления их в классификационных группах угроз
и возможностей. Угрозы для экономической безопасности предприятия можно
классифицировать следующим образом:
внутренние негативные
действия (неэффективное финансовое планирование и управление активами,
малоэффективна рыночная стратегия, ошибочная ценовая и кадровая политика);
внешние негативные
воздействия (спекулятивные операции на рынке ценных бумаг, ценовая и другие
формы конкуренции, лоббирование конкурентами недостаточно продуманных решений
органов государственной власти);
форс-мажорные
обстоятельства (стихийные бедствия, забастовки, военные конфликты) и
обстоятельства, приближенные к форс-мажорным (неблагоприятные законодательные
акты, эмбарго, блокада, изменение курса валют). Такая классификация дает
возможность увидеть проявление влияния креативности в группах угроз
экономической безопасности, представленных в таблице1.
Таблица 1
Проявление влияния
креативности в классификационных группах угроз ЭБ
Классификационные группы
угроз
|
Угрозы
|
Угрозы креативности
|
внутренние негативные действия
|
Ошибки в стратегиях и
политиках
|
Отсутствие (чрезмерность)
созидательного начала и стереотипность подходов
|
внешние негативные
воздействия
|
Агрессивная конкурентная
среда. Неблагоприятные контактные аудитории
|
Инновационное давление
|
форс-мажорные обстоятельства
|
Экологические,
экономические, социальные
|
Латеральность
|
Система обеспечения
безопасности предприятия - это комплекс эффективных мер (управленческих
решений) по локализации реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз.
Этот комплекс мер должен быть обоснован оценке характера угроз, анализом
кризисных ситуаций и других неблагоприятных факторов, препятствующих достижению
целей предприятия и представляют опасность для его жизненно важных интересов.
Креативность как свойство предприятия несомненно
является угрозой экономической безопасности причем как со стороны внутренних и
внешне направленных действий [3]. Однако рассматривать креатвиность в качестве
только негативного фактора для функционирования экономической безопасности
неверно. Здесь необходимо показать возможности, которые открывает креативность
для экономической безопасности и развития предприятия.В таблице 2 показаны
варианты возможностей креативности для поддержания экономической безопасности
предприятия.
Таблица 2
Проявление влияния
креативности в классификационных группах возможностей для поддержания ЭБ
Классификационные группы
возможностей
|
Возможности
|
Возможности креативности
|
внутренние возможности
|
Высокий потенциал
(несколько выше, чем
достаточный)
|
Уникальность
|
внешние перспективы
|
Низкий уровень
конкуренции
Благоприятные контактные
аудитории
|
Лидерская позиция на
рынке
|
Стохастичныевариации
|
Экологические,
экономические, социальные
|
Эвристичность
|
Данная наглядность приводит нас к выводу, что мы имеем
дело с известной формой SWOT-анализа.
Если проводить такой анализ угроз и возможностей со стороны экономической
безопасности и креативности, то мы выходим на оптимизацию управленческих
решений в сфере экономической безопасности, которые лежат в плоскости
балансирования между двумя этими категориями.
Внутренняя креативность предприятия в связке с
безопасностью противостоит возмущающим воздействиям внешней креативности. В
данном случае мы имеем позитивное взаимодействие элементов безопасности и
внутренней креативности предприятия. В случае консервативного внешнего рынка
внутренняя креативность предприятия может вступать в противодействие с
безопасностью не найдя применения и спроса на результативность деятельности
предприятия. В связи с этим усилия безопасности будут направлены на
сбалансирование внутренней креативности, приведение ее в соответствие
потребностям предприятия в тактический период. Если внутренняя креативность
превышает потребность рынка, то мы имеем дело с формой отрицательного
взаимодействия этих двух категорий. В любом случае рассматривать их без учета
друг друга является не целесообразным.
Література:
1. Козаченко А.В.
Экономическаябезопасностьпредприятия: сущность и механизмобеспечения:
[монография] / А. В. Козаченко, В. П. Пономарев, А. Н. Ляшенко. - К.: Либра,
2003. - 280 с.
2.Управлінняінноваційноюдіяльністю в умовахглобалізації: монографія / [М.
А. Латинін, С. В. Майстро, В. Ю. Бабаєв
та ін.] ; за заг. редд.держ.упр., проф. М. А. Латиніна. - X. : Вид-во ХарРІ НАДУ "Магістр", 2012. - 312
с.
3.Кристенсен К. Стратегияжизни /
КлейтонКристенсен, Джеймс Оллворт, КаренДиллон; Пер.сангл. – М:Альпина
Паблишер, 2013. – 242с.
|