ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
К. А. Атанасова
Восточноукраинский национальный университет имени
Владимира Даля,
г. Луганск, Украина
В современных
условиях состояния экономики Украины особую значимость приобретают проблемы
активизации инвестиционной деятельности промышленных предприятий. Анализ работы
этих предприятий показывает, что самым распространенным источником инвестиций в
этой отрасли являются собственные средства. Основная часть этих средств
тратятся на воспроизводство основных средств, и таким образом их объемы не
хватят для внедрения новейших технологий, машин и оборудования, либо для
значимого повышения качества продукции. Доказано, что использование собственных
инвестиционных средств эффективно только в отношении локальных проектов,
связанных с частичной модернизацией оборудования [1].
Развитие
инвестиционной деятельности любой отрасли промышленности можно охарактеризовать
с помощью определенной группы факторов - определенных характеристик продукции,
которые в той или иной степени определяют инвестиционную привлекательность
предприятия и отрасли в целом. Количество последних достаточно велика, а в
зависимости от того, к какой отрасли промышленности и форме собственности
относится предприятие, существует лишь несколько влиятельных факторов, которые
требуют детального анализа, который позволит определить степень
взаимозависимости этих характеристик, а также их влияние на конечный результат.
То есть существует необходимость в анализе факторов, влияющих на инвестиционную
привлекательность предприятий для успешного ее формирования и таким образом
привлечения инвесторов.
Для промышленных
предприятия основными факторами влияния являются те, которые связаны с
инвестиционной деятельностью предприятия и выходят из рыночных характеристик
производимого продукта на предприятии. К ключевым факторам можно отнести
качество, функциональность, спрос и предложение товаров конкурентов и
заменителей, а также цену продукта.
Формирование
комплексной оценки инвестиционной привлекательности может осуществляться по
разным методикам. Основным требованием к любому методу определения уровня
инвестиционной привлекательности является возможность интерпретации полученной
информации и принятия на основе определенных показателей эффективных и целесообразных
управленческих решений, как со стороны инвестора по вложении средств, так и со
стороны предприятия-реципиента по повышению собственного инвестиционного
рейтинга [2].
Среди
действующих факторов и резервов повышения инвестиционной привлекательности
основное значение целесообразно уделить финансово-экономической группе
факторов, которые, несомненно, оказывают наиболее существенное влияние на
формирование уровня инвестиционной привлекательности предприятия.
К
финансово-экономических факторов и резервов повышения инвестиционной
привлекательности предлагается отнести:
повышение
эффективности использования основных фондов на предприятии;
повышение
качества управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
рост
эффективности использования оборотных средств;
совершенствование
управления прибылью предприятия;
введение
маркетинговых мероприятий и управления качеством;
повышение
эффективности управления ценообразованием на продукцию предприятия;
повышение
эффективности деятельности предприятия за счет внедрения экологически
безопасного оборудования.
Таким образом
можно сделать выводы о том, что управление инвестиционной привлекательностью
играет важную роль в активизации инвестиционных процессов в инвестиционном
менеджменте. В условиях ограниченности ресурсов и острой конкуренции между
предприятиями за получение более качественных и дешевых ресурсов, в том числе и
финансовых, на первый план выходит вопрос о создании в инвесторов представления
о предприятии, как привлекательный объект инвестирования – формирование
инвестиционной привлекательности. Роль определения инвестиционной
привлекательности в том, что потенциальных инвесторов необходимо убедить в
целесообразности вложений с помощью конкретных показателей.
Литература
1. Бала
В.В. Привлекательность предприятий Украины для иностранных инвесторов / Маслак
А.И. Перерыв П. Г. Бала В.В. / / Вестник НТУ «ХПИ» «Технический прогресс и
эффективность производства. – 2006. № 2 (1). –
С. 136-146.
2. Ковалев В. В.
Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. –
М.: Финансы и статистика, 1997. – 385с.
|