Вітаю Вас Гість | RSS П`ятниця
29.03.2024, 18:21
Економічні
інтернет-
конференції

Форма входу
Головна Конференції Реєстрація Вхід
Меню сайта
Категории раздела
2014 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [46]
2013 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [102]
2013 р. Безпекознавство: теорія та практика (15.03 – 15.04.) [106]
2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) [79]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » 2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.)

Ткаченко Н.Е. Выявление структурных составляющих компетенции персонала.

Выявление структурных составляющих компетенции персонала

Ткаченко Н.Е.

ВНУ им. В.И. Даля, Луганск, Украина

 

Выявление профессионально значимых качеств персонала различных категорий, их способностей, умений и последующего формирования на их основе профессиональных компетенций является важным условием эффективного функционирования современного предприятия. Ведь от степени соответствия компетенций персонала предъявляемым к нему требованиям, во многом, зависят конечные результаты его деятельности, в том числе и эффективность.

Под компетенциями персонала, как правило, подразумевают его знания, умения и навыки. Однако подобное представление о компетенциях является не совсем точным вследствие того, что в современной научной литературе не сложилось однозначного мнения относительно сущности данного понятия. Подобная ситуация обусловливает трудности в формировании компетенций, с которыми сталкиваются руководители  предприятий и служб управления персоналом.  Исходя из вышеизложенного, представляет интерес исследование сущности данного понятия и выявление структурных составляющих компетенции персонала.

Следует отметить, что в литературных источниках существует множество различных определений термина «компетенция». Многие эксперты и специалисты по управлению персоналом предлагают собственные определения этого понятия. Но чаще всего все сводится к двум основным подходам к понимаю компетенций.

Американский подход, рассматривающий компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция – это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе [1].

Европейский подход, рассматривающий компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция – способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Американский подход является личностным и, в большей мере, ориентирован на характеристики личности, позволяющие ей добиваться необходимых результатов в работе. Европейский подход  называют функциональным,  ввиду того, что он направлен на выявление способностей человека, необходимых для  выполнения действий в соответствии со стандартами.

На наш взгляд, при формировании компетенций персонала предприятия необходимо использовать как американский, так и европейский подходы, ввиду того, что компетенции персонала должны включать как описание задач и ожидаемых результатов, так и соответствующие качества человека, обеспечивающие успех в работе. При этом необходимо выделить структурные составляющие компетенции, которые и необходимо закладывать в основу формирования компетенций персонала конкретного предприятия.

На основе анализа содержания понятия «компетенция» в различных литературных источниках была уточнена его сущность и выделены структурные составляющие компетенции. Под компетенциями понимаются основные характеристики личности или базовые качества, которые лежат в основе эффективного выполнения работы. Основными структурными составляющими компетенции определены такие базовые качества как знания, умения, навыки, мотивы, психофизиологические особенности, ценности и установки.

Мотив – движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Навык – способность выполнять определенную физическую или умственную задачу.

Знание – информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях.

Умения – выполнение рабочих задач в организационном контексте.

Психофизиологические особенности, которые представляют собой физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации или информацию.

Ценности и установки – в большей или меньшей степени осознанные и обладающие относительной устойчивостью представления человека о себе самом, психологические характеристики человека.

Выявленные в процессе исследования структурные составляющие компетенции персонала представляется возможным использовать при формировании модели компетенций в условиях конкретных предприятий, наполняя их содержанием с учетом специфики деятельности предприятий и требований к работе персонала.

 

Литература

Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы Пер с англ. /Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер – М.: ГИППО, 2010.

Категорія: 2012 р. Менеджмент: розвиток, теорія та практика (15.11 – 15.12.) | Додав: EME (28.12.2012) | Автор: Ткаченко Н.Е.
Переглядів: 791 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright Volodymyr Dahl East Ukrainian National University,
Department of Management and economic security
© 2024
Конструктор сайтів - uCoz