Мотивационные возможности обеспечения кадровой безопасности в банковских учреждениях
Н.Э.Ткаченко, Б.Н.Кравченко
ВНУ им. В. Даля, г. Луганск
Банковская система – важнейшая сфера и необходимое условие эффективного развития национальной экономики любого развитого государства. Современные банковские учреждения обслуживают предприятия различных видов деятельности и население, оказывая услуги по проведению таких операций, как кредитно-депозитные, расчетно-кассовые, валютные, операции доверительного управления, операции с ценными бумагами и др.
Работа персонала банковских учреждений непосредственно связана с высоколиквидными активами – денежными средствами и ценными бумагами, информация о которых может представлять интерес для злоумышленников, предприятий-конкурентов и других заинтересованных лиц. В этой связи, в законодательстве Украины установлены нормы в части обеспечения банковской тайны и защиты конфиденциальной информации. В законе Украины «О банках и банковской деятельности» определено, что банковская тайна – информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банка [1].
Проблема сохранности банковской тайны непосредственно связана с кадровой безопасностью и является одной из важнейших задач для любого банковского учреждения.
В целях обеспечения кадровой безопасности банковского учреждения следует уделять особое внимание благонадежности персонала. Ведь, несмотря на наличие службы безопасности банка и проводимые проверки при отборе персонала, предотвратить противоправные действия со стороны сотрудников и обезопасить банковское учреждение от возможных рисков и угроз, связанных с кадрами достаточно сложно.
Основой благонадежности персонала является дисциплинированность, воспитание и научение работника, что, во многом, может быть обеспечено посредством использования возможностей мотивации персонала. Поэтому, для обеспечения кадровой безопасности банковского учреждения представляется целесообразным использовать методы мотивации, направленные на формирование благонадежности персонала. К числу таких методов, на наш взгляд, целесообразно отнести следующие.
Административные методы, которые должны быть ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление работника трудиться в банковском учреждении. В этой связи, нормы в части обеспечения банковской тайны необходимо прописать в должностных инструкциях сотрудников банка. Также целесообразно разработать «Положение о банковской тайне», содержащее подробный перечень возможных сведений о клиентах и операциях, проводимых банком, раскрытие информации о которых и использование в корыстных целях сотрудниками может быть расценено как разглашение банковской тайны. Соответственно, необходимо предусмотреть и возможные санкции для сотрудников, нарушивших банковскую тайну, вплоть до увольнения в случаях злостных нарушений.
Использование социально-психологических методов мотивации может способствовать воспитанию и научению персонала. К числу таких методов можно отнести: одобрение и поддержку благонадежного поведения сотрудников посредством признания заслуг, благодарности, похвалы, одобрения и поддержки желательного поведения, порицания нежелательного и неблагонадежного поведения сотрудников.
Среди организационных методов, способствующих обеспечению благонадежности персонала, следует выделить такие, как обеспечение эффективной связи между руководителем и подчиненным, информированность сотрудников, ориентирующие работников условия.
Экономические методы мотивации могут быть использованы как для поощрения благонадежного поведения сотрудников в форме дополнительного вознаграждения, так и в виде штрафных санкций и взысканий в случае проявления неблагонадежности.
Во многом, благонадежность персонала зависит и от степени удовлетворенности сотрудников. Поэтому необходимо использовать диагностические методы мотивации, проводить мотивационный мониторинг, выявлять слабые места мотивации персонала и прогнозировать возможные угрозы со стороны персонала в связи с этим.
Также следует отметить, что важным условием использования методов мотивации в целях обеспечения благонадежности персонала является справедливость и обоснованность их применения, а также понимание со стороны сотрудников целесообразности их применения.
В целом, использование выделенных в процессе исследования методов мотивации для обеспечения благонадежности персонала должно быть основано на таких принципах как системность, комплексность, аналитичность, периодичность, что, в конечном итоге, будет способствовать защите банковских учреждений от возможных угроз со стороны персонала и, соответственно, обеспечению их кадровой безопасности.
Литература
- Закон України «Про банки і банківську діяльність» від 07.12.2000 р. № 2121-III.
|