Выявление структурных составляющих компетенции
персонала
Ткаченко Н.Е.
ВНУ им. В.И. Даля,
Луганск, Украина
Выявление профессионально значимых качеств персонала
различных категорий, их способностей, умений и последующего формирования на их
основе профессиональных компетенций является важным условием эффективного
функционирования современного предприятия. Ведь от степени соответствия
компетенций персонала предъявляемым к нему требованиям, во многом, зависят
конечные результаты его деятельности, в том числе и эффективность.
Под компетенциями персонала, как правило,
подразумевают его знания, умения и навыки. Однако подобное представление о
компетенциях является не совсем точным вследствие того, что в современной
научной литературе не сложилось однозначного мнения относительно сущности данного
понятия. Подобная ситуация обусловливает трудности в формировании компетенций,
с которыми сталкиваются руководители
предприятий и служб управления персоналом. Исходя из
вышеизложенного, представляет интерес исследование сущности данного понятия и
выявление структурных составляющих компетенции персонала.
Следует
отметить, что в литературных источниках существует множество различных
определений термина «компетенция». Многие эксперты и специалисты по управлению
персоналом предлагают собственные определения этого понятия. Но чаще всего все
сводится к двум основным подходам к понимаю компетенций.
Американский
подход, рассматривающий компетенции как описание поведения сотрудника.
Компетенция – это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он
способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких
результатов в работе [1].
Европейский
подход, рассматривающий компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых
результатов работы. Компетенция – способность сотрудника действовать в соответствии
со стандартами, принятыми в организации.
Американский подход является личностным и, в большей мере,
ориентирован на характеристики личности, позволяющие ей добиваться необходимых результатов
в работе. Европейский подход называют функциональным, ввиду того, что он направлен на выявление способностей
человека, необходимых для выполнения
действий в соответствии со стандартами.
На наш взгляд, при формировании
компетенций персонала предприятия необходимо использовать как американский, так
и европейский подходы, ввиду того, что компетенции персонала должны включать
как описание задач и ожидаемых результатов, так и соответствующие
качества человека, обеспечивающие успех в работе. При этом необходимо выделить
структурные составляющие компетенции, которые и необходимо закладывать в основу
формирования компетенций персонала конкретного предприятия.
На основе анализа
содержания понятия «компетенция» в различных литературных источниках была
уточнена его сущность и выделены структурные составляющие компетенции. Под
компетенциями понимаются основные характеристики личности или базовые качества,
которые лежат в основе эффективного выполнения работы. Основными структурными составляющими
компетенции определены такие базовые качества как знания, умения, навыки, мотивы,
психофизиологические особенности, ценности и установки.
Мотив – движущая сила человеческого поведения, его
деятельности.
Навык – способность выполнять определенную физическую или
умственную задачу.
Знание – информация, которой обладает человек в определенных
содержательных областях.
Умения – выполнение рабочих задач в
организационном контексте.
Психофизиологические особенности, которые представляют собой
физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации или информацию.
Ценности и установки – в большей или меньшей степени
осознанные и обладающие относительной устойчивостью представления человека о
себе самом, психологические характеристики человека.
Выявленные в процессе исследования структурные
составляющие компетенции персонала представляется возможным
использовать при формировании модели компетенций в условиях конкретных
предприятий, наполняя их содержанием с учетом специфики деятельности
предприятий и требований к работе персонала.
Литература
Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер Компетенции на работе.
Модели максимальной эффективности работы Пер с англ. /Лайл
М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер – М.: ГИППО, 2010.
|