РОЛЬ И МЕСТО РЕФРЕЙМИНГА
В ОБЩЕЙ СХЕМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
А.В. Моисеев
Восточноукраинский национальный университет имени В.
Даля
г. Луганск, Украина
На протяжении десятилетий ученые предлагали подходы по
повышению эффективности функционирования предприятия: инновационные и
маркетинговые программы, аутсорсинг второстепенных функций персонала, ноу-хау
по многократному повышению стоимости активов, совершенствование организационной
структуры, нюансы финансового менеджмента. Однако все эти действия фрагментарные
и поэтому не дают гарантий, что эффективность бизнеса действительно улучшится.
База эффективного бизнеса – это понимание и прежде
всего видение организации как целого, руководитель никогда не получит такого
мощного синергетического эффекта от фрагментарных маркетинговых или, например,
финансовых политик. Руководитель должен уметь видеть ресурсы и усилия как
единую картину, а также то, как они распределяются между конкретными товарами и
услугами, между разными рынками, потребителями, конечными пользователями и
каналами сбыта. Он должен уметь увидеть, какие усилия следует направить на
решение проблем, а какие – на поиск благоприятных возможностей. Фрагментарный
анализ дезориентирует руководителя. Только общая картина бизнеса как целостной
экономической системы способна обеспечить его реальное знание и понимание [1].
Общая схема преобразования организации включает в себя
четыре крупных элемента преобразования (т.н. «четыре R- преобразования») [2]:
1. Reframe – рефрейминг;
2. Restructure –
реструктуризация;
|
3. Revitalize –
оживление;
4. Renew –
обновление.
|
Рефрейминг – это сдвиг в представлении организации о
том, чем она является сейчас и чего может достичь. Этот элемент преобразования
обращен к сознанию (мозгу) организации. Он раскрывает организационное сознание,
наполняя его новым видением перспективы и решимостью к переменам.
Реструктуризация – это важный подготовительный этап,
позволяющий организации достичь такого уровня эффективности, который
обеспечивает ей конкурентоспособность. Реструктуризация – это та область
преобразования, где отдача самая быстрая, а трудности, связанные с организационной
культурой, самые существенные. Многие организации останавливаются на
реструктуризации, обманутые своими быстрыми победами. Но они не станут
по-настоящему здоровыми, если не используют плоды этих побед для обеспечения
более долгосрочных программ преобразования.
Оживление (ревитализация) – это возбуждение роста
активности персонала посредством установления связи организма организации с окружающей
средой. Из всех четырех элементов оживление – самый значимый фактор.
Обновление имеет дело с человеческой стороной процесса
преобразования и с организационной культурой. Оно связано с обеспечением людей
новыми навыками и новыми целями, что позволяет организации регенерироваться.
Обновление включает быстрое распространение знаний внутри организации, а также
выработку рефлекса адаптации к изменениям окружающей среды. Оно является
наименее исследованным, но потенциально наиболее сильным направлением
преобразования.
Рефрейминг – простая, удобная и адаптированная к украинским
условиям концепция по управлению предприятием, внедрение которой существенно
укрепит позиции организации на рынке, позволяющая:
оценить бизнес с основных позиций, а не с одной, что
исключит субъективизм и неадекватность в оценке эффективности работы организации
(не все, но некоторые методики всё же предлагают такую дифференциацию, но этот
факт не обуславливает возможность применения предложенной дифференциации на украинских
предприятиях);
иметь возможность постоянного, мониторинга бизнеса в
условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, что позволит отслеживать
динамику функционирования организаций, а не статичную картину. Система
мониторинга предельно проста, чтобы не отвлекать внимание руководителя от
текущих задач (глобальность некоторых систем исключает эту возможность);
знать приблизительные границы эффективности и точно
выявлять параметры, определяющие эффективность или неэффективность деятельности
(ни одна из существующих концепций не даёт чёткого набора параметров с количественными
границами эффективности).
Литература
1. Друкер П. Эффективное управление предприятием: Пер.
с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 224 с.
2. Л.И. Авдеева. Менеджмент организаций: теория и
практика: Учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2002. – 271 с.
|