РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
О. Ю. Черная, М. А. Гирлянова
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
Современная экономическая ситуация в Украине имеет все признаки финансово-экономического кризиса. В таких условиях особенно остро стоит вопрос обеспечения экономической безопасности отечественных предприятий. Вместе с тем анализ современных исследований по вышеуказанной проблематике дает основание сделать вывод о том, что до настоящего времени не сложилась единая точка зрения по вопросам комплексного, системного подхода к обеспечению экономической безопасности отечественных предприятий, механизма ее оценки, мониторинга в постоянно меняющихся рыночных условиях среды.
В условиях наличия огромного количества угроз внешней и внутренней среды деятельность каждого предприятия требует постоянного совершенствования, особенно его предпринимательской деятельности, связанной с созданием, распределением и потреблением товаров и услуг.
Следовательно необходимость поиска наиболее действенных инструментов, позволяющих самостоятельно, успешно управлять предприятием в сложных постоянно изменяющихся условиях внешней среды. С одной стороны, необходимо не только поддерживать стабильное функционирование предприятия, но и стремиться к перспективному развитию его деятельности, с другой стороны, рынок постоянно меняется и предлагает все новые условия, игнорирование которых может поставить под угрозу экономическую безопасность всего предприятия.
Маркетинг является тем инструментом, который может стать основой достижения целей предприятия во взаимосвязи с рыночными условиями и обеспечения его экономической безопасности.
Понятие «маркетинг» происходит от английского market – рынок, суффикс ing – движение и означает рыночную деятельность, рыночное движение. Существует множество определений маркетинга, однако классическим считается определение Ф.Котлера, который под маркетингом понимал вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [1]. В целом же маркетинг рассматривается как концепция и философия бизнеса, как ориентация организации, и как социальный и управленческий процесс, оптимально реализующий себя в условиях рынка [2].
Главная цель маркетинга для предприятия – обеспечение рентабельности операций, получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных пределах времени, имеющихся ресурсов и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка. Достичь указанной цели возможно лишь при эффективном управлении маркетингом на предприятии.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка [1]. Управление маркетингом на любом предприятии – это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения предприятием прибыли, необходимой для ее существования [3].
Суть управления маркетингом в современных условиях сводится к нескольким требованиям:
внедрение новой системы взглядов на современное производство и новой предпринимательской философии;
осуществление деятельности в сфере рынка, направленной на продвижение товаров;
разработка на уровне предприятия комплексных стратегических программ по организации производства и сбыта товаров и услуг.
Подытоживая, следует отметить, что управление маркетингом на предприятии это не просто организация сбыта готовой продукции, процесс планирования и управления разработкой изделий, услуг, ценовая политика, продвижение товаров к потребителю, сбыт, удовлетворение потребностей, как отдельных личностей, так и предприятий, управление маркетингом прежде всего занимает важное место в обеспечении экономической безопасности предприятия.
Литература
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М.: ИД «Вильямс», 2007. — 656 с.
- Романов А.Н. Маркетинг / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
- Диксон Питер Р. Управление маркетингом. / П. Диксон — М.: ЗАО «Бином», 1998. — 550 с.
|