Социометрическое исследование – инструмент
менеджера
В.М. Салогубова,
В.В. Янчук
Восточноукраинский
национальный университет им. В. Даля
Социометрия непосредственно связана с проведением
социально-психологических тестов,
разработанных Дж. Морено (имеющих множество модификаций) и применяемых для
оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий
между членами группы. В результате проведения тестирования решаются следующие
задачи:
а) измерение степени сплоченности/разобщенности
в группе;
б) выявление относительного авторитета членов
групп по признакам симпатии/антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных
образований во главе с неформальными лидерами [2].
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета
формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так,
чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни
некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым
методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она
весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию
отношений в коллективе [2].
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый
вариант – это непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому
предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения
выборов испытуемого.
Второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов.
Испытуемым предлагают выбрать строго фиксированное число членов всей группы.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на
заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен
указать свое отношение к другим членам группы по определенным критериям.
Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования. Когда
социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их
математической обработки [1].
Применение данной методики позволяет менеджеру сбалансировать
взаимоотношения в коллективе, создать благоприятный микроклимат для работы, тем
самым повышая работоспособность сотрудников.
Литература
1. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в
техносфере: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html3.
|