Развитие организационного поведения предприятия в условиях стратегических изменений
Атеф Анани,
О.А. Ромахова
ВНУ им. В.И. Даля
Постоянные изменения, которые спровоцированы факторами внешней и внутренней среды предприятия, требуют построения соответствующей системы управления. Изменения, которые происходят, могут носить стратегический и тактический характер. Стратегические изменения на предприятия вызывают изменения в поведении исполнителей, которые отражаются на изменении организационного поведения предприятия в целом. Любые изменения на начальном этапе влекут за собой снижение производительности труда. Задача менеджмента предприятия планировать стратегические и тактические изменения с целью недопущения снижения эффективности производства.
Управление изменениями это процесс, при котором реализация стратегического плана изменений с точки зрения занятости ресурсов, имеющихся в компании, происходит эффективно и результативно[1,2].
Изменения могут происходить на самом деле в двух формах:
1. преднамеренные изменения: Это работа администрации по достижению конкретной цели, и желанием соответствовать конкурентным требованиям рынка;
2. непреднамеренные изменения: изменения внешней или внутренний среды компании вне контроля администрации , требующие разработки стратегии по восстановлению стабильности и баланса в компании.
Определение зависимости моделей организационного поведения от вида изменений, с которыми столкнулось предприятие в своей деятельности, является необходимым условием успешного стратегического развития предприятия (табл. 1).
Реакция восприятие и принятия характеризует поведение работника, который показывает, что он понимает и полностью осведомлен о ситуации, которая произошла или произойдет, и он готов выполнять все действия, которые предусмотрены его должностным положением на предприятии.
Восприятие и непринятие как реакция работника на изменение характеризуется поведением работника, который понимает и полностью осведомлен о ситуации, которая произошла или произойдет, но не готов осуществлять требуемые от него действия в силу отсутствия квалификации или опыта.
Таблица 1
Управление организационным поведением предприятия в зависимости от реакции персонала на стратегические изменения
Типы изменений
|
Реакция персонала
|
Восприятие и принятие
|
Восприятие и неприятие
|
Невосприятие и принятие
|
Невосприятие и неприятие
|
Регулярные, ограниченные
|
1
|
4
3
|
2
|
4
3
2
|
Радикальные
|
2
1
|
4
3
2
|
2
|
2
3
4
|
Условные обозначения:
|
|
1 – разъяснение , участие, убеждение
2 – обучение
|
3 – камуфляж
4 – принуждение
|
Невосприятие и принятие характеризуется непониманием сущности происходящих или планируемых изменений, их цели или методов реализации со стороны работника. Однако он готов к активным действиям в рамках его полномочий при условии наличия четких инструкций со стороны руководства.
Такая реакция работника как невосприятие и непринятие является самой трудноуправляемой. Работник не понимает ситуацию, которая сложилась на предприятии и требует изменений. Кроме того, работник демонстрирует неготовность и нежелание участвовать в запланированных изменениях даже в рамках своих полномочий.
Классификации видов и типов изменений в научной литературе представлены достаточно полно[1,2,3]. Но все изменения можно условно разделить на две большие классификационные группы: регулярные (ограниченные) и радикальные. Регулярные включают в себя экстраординарные изменения в методах работы предприятия по различным направлениям деятельности. Радикальные изменения, как правило, предполагают реорганизацию внутри компании, и обычно происходят вследствие значительных изменений во внешней среде.
В качестве методов, которые могут быть использованы руководством предприятия для управления организационным поведением в результате реализации изменений можно выделить следующие: разъяснение, участие, убеждение; обучение; камуфляж и принуждение. Все предлагаемые методы достаточно часто используемы в практике управления. Пояснений требует только метод камуфляжа. Предлагаемый метод предполагает полный или частичный отказ руководства от разъяснений сущности и направленности изменений, манипулирование работником для достижения целей изменений. Конечно же данный метод не рекомендуется к частому использованию. Однако существуют такие ситуации, которые могут угрожать конкурентной позиции предприятия либо же его экономико-финансовой безопасности. Именно в таких случаях применение метода камуфляжа может быт оправдано.
Основной задачей менеджмента компании является распознавание вида и критичности изменений, которые воздействуют на предприятие. В соответствии с идентификацией изменений должна быть разработана программа по стабилизации поведения предприятия, которая включает уточнение бизнес-процессов деятельности, разработку новых регламентов, изменения квалификационного уровня сотрудников предприятия путем обучения либо набора новых.
Литература:
1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн - [пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой]. — СПб: Питер, 2001. — 320с.
2.Коттер Дж. Впереди перемен: почему компаниям не удается организационная перестройка. Управление изменениями. / Дж. Коттер - [пер. с англ.] - М.:Олимп-Бизнес,2007 г. – 256с.
3. Лютенс Ф. Организационное поведение: [учебник для ВУЗов] / [пер. с англ. О.Е.Гончаровой, В.А.Маринова, Т.С.Самохиной и др.] – М: ИНФРА-М Издательский Дом, 1999 - 691с.
|